Диссертация .ru - диплом, докторская диссертация, кандидатская диссертация
Соискателю ученой степени
Ваша Диссертация
Диссертации на заказ
Дипломные работы на заказ
Информация
Соискателю ученого звания
Соискателю ученой степени
Аспирантура
Докторантура
Диссертация
Автореферат
Защита диссертации
Примеры и формы
Приложения
Помощь в публикации
Служба "Диссертации на заказ" принимает заказы по всему миру. Пишите:dmdisser@rambler.ru
Тел. +7 903 968-71-45


По вопросу заказа дипломных работ


По вопросу срочных публикаций










    Диссертации на заказ


Внимание!
Только до 31 октября 2019 г. специальные цены на наши услуги.
Глава диссертации за 60.000 руб.

подробнее >>

Методология диссертационного исследования

Методология диссертационного исследования может рассматриваться как:

общефилософская;

общенаучная;

конкретной отрасли науки.

Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения общенаучной методологии в научном (диссертационном) исследовании:

постановка проблемы;

построение предмета исследования;

создание научной теории;

проверка истинности теории путем обращения к практике;

использование данной теории для создания других теорий;

интерпретация полученных результатов.

Таким образом, общенаучная методология научного исследования v это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.

Каждая отрасль знания накапливает свой арсенал средств научного познания собственных научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки.

Остановимся на технических дисциплинах. В методологии технических наук используются различные методы, учитывающие специфику предмета и объекта изучения. Важнейшие из них следующие:

системный подход, позволяющий раскрыть многообразие проявлений изучаемого объекта, определить место предмета исследования диссертации в разрабатываемой отрасли науки;

проектный метод, определяющий целостность исследования, стадии и порядок его разработки;

абстрактно-логический метод, используемый для построения теории и включающий многообразные приемы и операции: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, восхождение от конкретного к абстрактному, и наоборот, аналогию, формальную логику, гипотетическое предположение и др.;

моделирование как метод исследования структуры, основных свойств, законов развития и взаимодействия с окружающим миром объекта моделирования;

эмпирический метод, связанный с постановкой экспериментальных проверок теории и наблюдений за эволюцией природных и технических процессов;

статистико-вероятностный метод, дающий возможность реализовать количественный подход к изучению научных данных в единстве с качественным анализом;

монографический метод, который носит по преимуществу описательный характер, но ценный при всестороннем, полном, детализированном изучении объекта или явления.

Говоря о методологической выдержанности диссертации, мы имеем в виду эффективность использования методологических принципов в целях получения целостного научного труда соискателя.

Методологически выдержанная диссертационная работа характеризуется:

корректной, научно обоснованной постановкой проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но может быть разработана практически с получением научных результатов, обладающих признаками новизны, полезности и достоверности. В частности, постановка псевдопроблем возможна, например, вследствие того, что она сформулирована очень широко или неопределенно;

построением предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и в динамике (законы и закономерности развития); следует учесть, что построение предмета диссертации выступает как дальнейшее развитие постановки проблемы, ее глубокое рассечение и конкретизация с разграничением содержательной и формальной сторон, что обеспечивается за счет использования различных методов исследования;

построением теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию. Этим обеспечивается надлежащий теоретический уровень диссертации как важнейшего принципа методологической выдержанности диссертации;

обеспечением единства теории и практики, понимаемого в том смысле, что созданная соискателем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальный данных, формулирования новых рекомендаций, и напротив, полученные практические результаты вновь позволяют дополнить и развить теорию. Указанное положение можно назвать ключевым моментом при характеристике диссертации, выдержанной в методологическом отношении. В этом случае мы имеем подлинно научное исследование, в котором теория выполняет свою авангардную роль, указывая практике прогрессивное направление развития и средства для достижения прогресса;

законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства системы, в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объяснена с позиций целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов;

достоверностью полученных научных результатов, доказанной и проверенной всеми возможными в каждом конкретном случае теоретическими методами, экспериментальными исследованиями и практическими наблюдениями.

И еще один важный методологический момент v истолкование (интерпретация) оснований исследования и полученных научных результатов. Интерпретация оснований исследования (избранной проблемы, объекта и предмета исследования, информационного массива, методов исследования, целей и задач), а также выводов и положений по диссертации носит, прежде всего, мировоззренческий характер, базируется на объективной диалектике развития, ее законах и категориях. Этим хотелось бы подчеркнуть, что результаты исследования, иногда кажущиеся неправдоподобными и не вытекающими из реальности физического мира, могут впоследствии найти вполне физическую причину.
 







Copyright © 1999-2019 ДИССЕРТАЦИЯ.РУ
Rambler's Top100 Рейтинг сайтов